ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕКСТА:
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию

Игра «патриот» как средство воспитания патриотизма и гражданственности в средней школе

               Учитель – организатор  ОБЖ ВОронцов С.В.

                                         

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа [32].

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое краеведение», «ОБЖ», «Основы религиозных культур и светской этики». 

Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.

Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся.

В нашей школе учащиеся вовлечены в российское молодежное движение «Юнармия». Также работает кружок «Юный Патриот». Одной из задач этого кружка является подготовка к военно-патриотической игре Патриот».

Игра «Патриот» — это вид деятельности, в котором расширяются представления детей, формируется эмоционально-ценностное отношение, а так же складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к малой родине, семье, службе в Российской армии.

На наш взгляд, с помощью этой игры создается специальное игровое пространство, в котором учащийся не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивает знания, нормы, правила поведения, которые помогают детям усвоить основы патриотизма.

На протяжении десяти лет наша школа является победителем отборочных туров, а также победителем или призером финальных этапов этой игры.

Все это формирует у детей активную жизненную позицию и помогает гражданскому становлению личности.

                                        Патриотизм – центр внимания государства.

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность — это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных

ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели  гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период школьного возраста, составляют основу гражданского воспитания.

Опыт педагогической деятельности показывает, что в сложных условиях пореформенного периода довольно сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые успешнее развиваются на более благоприятной почве. Причины ясны и понятны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека, в том числе и школьника.

Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире все это богатство служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.

Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймѐт, что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.

Американский политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин. Зритель – это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо информирован, а от того  -  враждебным, циничным и убеждѐнным, что невозможно влиять на ход событий. Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага. Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и активный деятель. Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

                                                 Формы и методы работы

                      по воспитанию патриотического духа  в школе

Качественный анализ теоретических источников показал, что в последние десятилетия в России произошли значительные экономические и политические изменения, которые:

  • привели к ощутимой социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей;
  • снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма;
  • способствуют утрате традиционного российского патриотического сознания и, к сожалению, проявлению таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы.

Чем явственнее обнаруживается дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами, тем острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания подрастающего поколения.

Согласно требованиям ФГОС НОО, патриотическое воспитание школьников является одной из ключевых задач школьного образовательного учреждения, поскольку призвано способствовать становлению учащихся как гражданина родной земли, развитию чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранению и развитию чувства гордости за свою страну. Основные направления работы по патриотическому воспитанию представим в виде схемы на рисунке 1.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Основные направления патриотического воспитания в начальной школе

Кратко представим содержание каждого из направлений.

  1. Историко-краеведческое направление. Цель: формирование нравственно-устойчивой цельной личности, обладающей такими патриотическими качествами, как добросовестность, честность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

  1. Научно-исследовательское направление. Цель: формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества, а также воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает младших школьников работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому дети в лучшем случае читают только учебники. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Готовый материал ребята оформляют и выступают на классном часе или на одном из уроков.

  1. Военно-патриотическое направление. Цель: формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности.

Военно-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время [13].

В современном понимании патриотизм – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Составляющими системами патриотического воспитания является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

  1. Спортивно-патриотическое направление. Цель: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.

В рамках данного направления необходимо развивать привычки правильно использовать природные факторы здоровья, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья и формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек, музеев. Не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.

Перечисленные направления могут быть реализованы посредством методов организации воспитательной работы, которые понятны и доступны для школьного возраста. Содержание методов раскрыто на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Методы работы по патриотическому воспитанию школьников

 

Беседа – метод убеждения, основными задачами которого являются: формирование патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Материал для этических бесед: факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.

Классный час – ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Функции классного часа:

1)  просветительская (расширение знаний учащихся о событиях, происходя­щих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т.д. темой обсужде­ния может стать то, что является актуаль­ным и для данного возраста, и для миро­понимания);

2)  ориентирующая – заключается в формировании у учащихся определённых отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир.

3)  направляющая – классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Экскурсия – форма воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности. Основная цель:

  • знакомство учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении;
  • познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения.

Праздник – особая форма воспитательной работы (узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся).

Цель: организация коллективного творческого дела яркого, эмоционального характера.

Особенности:

1) в основе праздника лежит радость, по­ложительные эмо­ции;

2) многообразие творческой деятель­ности детей и, сле­довательно, возможность личного вклада каждого.

Игры – важнейшая сфера жиз­недеятель­ности ре­бенка и эффектив­ный метод воспитания.

Цель: удовлетво­рение по­требности ребенка в активности, общении, эмоцио­нальном насыщении, самореа­лизации.

Работа учителя по патриотическому воспитанию школьников должная удовлетворять следующим условиям:

Акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок – идей служения Отечеству, его защиты.

В процессе воспитания важен учет возрастных особенностей. У учащихся школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семья, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них [14].

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у детей школьного возраста, педагоги должны использовать различные методы и формы организации деятельности школьников.

                     Игра «Патриот». Правила, участники, конкурсы.

Следующим шагом нашей работы становится знакомство с военно-патриотической игрой «Патриот» (далее Игра).

Игра проводится в два этапа – весной и осенью. Весной проводится зональный этап, осенью – финальный.

Учредителем Игры является Управление общего и дошкольного образования администрации города Норильска, организатором - МБОУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий».

Цели и задачи Игры:

  1. патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений;
  2. повышение престижа военной службы;
  3. подготовка юношей к службе в Российской армии;
  4. привлечение подростков подготовка к занятиям в военных клубах и спортивных секциях;
  5. психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действий в экстремальных ситуациях.

Состав команд – юноши и девушки одного возраста, имеющие допуск врача.

Зональный (предварительный этап) включает в себя несколько конкурсов:

  1. «Статен в строю, силен в бою»;
  2. «Командир»;
  3. «Строевая песня»;
  4. В здоровом теле – здоровый дух»
  5. «Снайпер»;
  6. военно-спортивная эстафета «Дружина».

Финальный осенний этап Игры состоит из нескольких рубежей:

  1. «Метание гранаты в окоп»;
  2. «Преодоление водного препятствия»
  3. «Переправа «Бабочка»
  4. «Минное поле»
  5. «Мышеловка»
  6. «Мишень»

Также после преодоления рубежей участники команд соревнуются в конкурсе «Не падайте духом».

Как было сказано выше, наша школа на протяжении десяти лет занимает первые места в зональных соревнованиях, а также первые и призовые места в финальном этапе.

Все это говорит, о том, что благодаря внеклассной работе, работе военно-патриотического кружка «Юный патриот» интерес школьников к этой игре огромный.

               Диагностика уровня сформированности патриотизма учащихся

Эксперимент проводился на базе МБОУ СШ №9 города Норильска Красноярского края, с учащимися школы. В эксперименте принимали участие:

1 группа (16 чел.) – экспериментальная, в которую входили учащиеся 8-10 классов, состоящие в рядах российского молодежного движения «Юнармия» и принимавшие участие в военно-спортивной игре «Патриот». 

2 группа (16 чел.) – контрольная, состоящая из учащихся 8-10 классов, не состоящих ни в каких военно-спортивных и патриотических кружках, клубах, объединениях;

Общее количество испытуемых составило 32 человек.

Цель анкетирования:

- определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

- определить актуальность вопросов входящих в понятие «патриот патриотизма в системе ценностных ориентации старшеклассников;

- определить градацию личностных качеств».

Для решения поставленной цели было использовано анкетирование по методике Д.В. Григорьева «Отечество моё - Россия». Образец опросного листа представлен в Приложении 1.

Исследование проводилось в форме открытого эксперимента, то есть все учащиеся были информированы о том, что они принимают участие в эксперименте.

Данные методики доступны для детей школьного возраста 8-11-х классов и в совокупности позволяют получить точную и объективную информацию об осознании патриотизма.

Ход эксперимента: учащимся предлагается заполнить анкету.

Обработка полученных данных:

Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:

1) любовь к Родине,

2) осознание трудностей, недостатков в обществе,

3) готовность к самоотдаче,

4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,

5) чувство национальной гордости,

6) отсутствие национализма и космополитизма,

7) интернациональный характер патриотизма.

Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 0, 1, 2, 3 балла. По каждому показателю баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 21, минимальное – 0.

Были выявлены следующие критерии оценивания:

  • высокий уровень (15 – 21 балл): полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями;
  • средний уровень (8 – 14): неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
  • низкий уровень (0 – 7): непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

Экспериментальные данные по методике Д.В. Григорьева                                «Отечество мое – Россия» в группе 1 представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3.  Уровень сформированности патриотических качеств в экспериментальной группе

Экспериментальные данные по методике Д.В. Григорьева                                «Отечество мое – Россия» в группе 2 представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4.  Уровень сформированности патриотических качеств в контрольной группе

Анализ полученных данных показывает, что Экспериментальной группе

  • высокий уровень осознания патриотизма имеют 78 % учащихся (13 чел.);
  • средний уровень осознания патриотизма имеют 15 % учащихся (2 чел.);
  • высокий уровень осознания патриотизма имеют 7 % учащихся (1 чел.).

Анализ полученных данных показывает, что Контрольной группе

  • высокий уровень осознания патриотизма имеют 24 % учащихся (4 чел.);
  • средний уровень осознания патриотизма имеют 61 % учащихся (10 чел.);

высокий уровень осознания патриотизма имеют 15 % учащихся (2 чел.).

По результатам анкетирования видно, что уровень осознания патриотизма в Экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Таким образом, эксперимент выявил, что цель работы достигнута: исследована эффективность использования военно-спортивной игры «Патриот» в воспитании у учащихся чувство патриотизма и гражданственности; гипотеза исследования подтверждена.

                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

В современном образовании достаточно много внимания уделяется развитию патриотизма. Разработаны федеральные программы патриотического воспитания учащихся, которые регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в своей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания (2009).

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что:

  • приоритетными задачами школы в направлении патриотического воспитания можно считать привитие школьникам: любви к большой и малой родине, к своему Отечеству, народу, гордости за его социальные и культурные достижения; уважения к своей семье, своему окружению, где они родились и выросли, к прошлому своей страны, сочувствие к страданиям своего народа; внимания к заботе государства о нынешнем и будущем своих маленьких граждан;
  • чтобы воспитать чувство патриотизма у детей школьного возраста, педагоги должны использовать различные методы и формы организации деятельности школьников;
  • решая задачи по патриотизму, педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывает различные принципы обучения.

С целью определения уровня осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся была применена методика Григорьева Д.В. «Отечество моё - Россия».

Эксперимент проводился на базе МБОУ СШ №9 города Норильска Красноярского края, с учащимися школы.

Анализ полученных данных показывает, что в Экспериментальной группе

- высокий уровень осознания патриотизма имеют 78 % учащихся (13 чел.);

        - средний уровень осознания патриотизма имеют 15 % учащихся (2 чел.);

- низкий уровень осознания патриотизма имеют 7 % учащихся (1 чел.).

Анализ полученных данных показывает, что в Контрольной группе

- высокий уровень осознания патриотизма имеют 24 % учащихся (4 чел.);

- средний уровень осознания патриотизма имеют 61 % учащихся (10 чел.);

- низкий уровень осознания патриотизма имеют 15 % учащихся (2 чел.).

По результатам анкетирования видно, что уровень осознания патриотизма в Экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Таким образом, эксперимент выявил, что цель работы достигнута: исследована эффективность использования военно-спортивной игры «Патриот» в воспитании у учащихся чувство патриотизма и гражданственности; гипотеза исследования подтверждена.

Следовательно, военно-патриотическая игра «Патриот» способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 

                                                           Приложение №1

                        «Отечество моё - Россия»    (анкета Д.В. Григорьева)

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со школьниками 8 - 11-х классов для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету могут проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный педагог). Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение - 20 минут.

Образец опросного листа

 

  1. Ф.И. _________________________
  2. Возраст ______________________
  3. Пол - ________________________

 

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

1.Да

2Нет

3.Частично

4.Не знаю

 

  1. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
  2. Школа
  3. Родители
  4. Окружающие люди, друзья
  5. СМИ
  6. Органы власти
  7. Другое __________________________________________________________

III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1.Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.

2.Непримиримость к представителям других наций и народов.

3.Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в - интересах своей Родины - России.

4.Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.

5.Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6.Стремление трудиться для процветания Родины для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.

7.Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.

8.Патриотизм — это лишь романтический образ, литературная выдумка.

9.Другое

  1. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1.Нет желания

2.Нет возможности

3.Считаю это не актуальным

 

  1. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

Оцените по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:

- активная деятельная жизнь;

- жизненная мудрость;

 - здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

 - красота природы и искусства;

- любовь (духовная и физическая);

- материальное обеспечение жизни;

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание;

- познание (образование, кругозор);

- продуктивная жизнь - развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование);

- развлечения;

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий);

- аккуратность (чистоплотность);

- воспитанность (хорошие манеры);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- жизнерадостность;

- исполнительность;

- независимость;

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- образованность;

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость (заботливость)

  1. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1) умение ценить настоящую дружбу;

2) готовность помочь другу в трудную минуту;

3) взаимопонимание;

4) честность, порядочность, принципиальность;

5) приятная внешность;

6) хорошие манеры;

7) умение модно одеваться;

8) смелость;

9) решительность;

10) интерес, знание литературы, искусства, музыки;

11) интерес к политике;

12) наличие фирменных вещей, дисков и т.п.;

13) наличие денег карманные расходы;

14) способности

 

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения:

  1. Каждый из нас верит... ____________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Каждый из нас готов... _____________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и... _______

___________________________________________________________________

  1. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то... ____________________

___________________________________________________________________

  1. Быть достойным гражданином своей страны — значит быть…__________

___________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

                                                                        Приложение 2

Протоколы

 результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента

 

Таблица 1 Результаты исследования уровня осознания понятия патриотизма учащихся в Экспериментальной группе по методике Григорьева Д.В. «Отечество мое – Россия»

№ п/п

ФИО

Класс

Уровень

1

Баранов Сергей

Н

2

Дудин Даниил

В

3

Ещенко Марина

В

4

Злобин Глеб

В

5

Иванова Вероника

10А

В

6

Куделин Николай

В

7

Козачок Карина

В

8

Лазарев Максимилиан

С

9

Макаров Никита

10Б

В

10

Макеев Дмитрий

С

11

Меновщикова Софья

10А

В

12

Ноздрачев Николай

В

13

Орлов Данила

В

14

Сергейчик Егор

В

15

Трофимов Олег

10А

В

16

Тяжлов Кирилл

В

 

 

 

Таблица 2 Результаты исследования уровня осознания понятия патриотизма учащихся в Контрольной группе по методике Григорьева Д.В. «Отечество мое – Россия»

№ п/п

ФИО

Класс

Уровень

1

Абдулазизова Аида

10Б

С

2

Агаев Ибрагим

10А

С

3

Войсят Александра

10Б

Н

4

Гордиенко Арсений

С

5

Городилов Никита

С

6

Денисюк Андрей

10Б

В

7

Егоренко Артём

С

8

Завьялов Даниил

10Б

В

9

Каразбанов Константин

10Б

Н

10

Кориков Антон

10Б

С

11

Король Полина

10Б

С

12

Мирземагомедов Мурад

С

13

Пронин Александр

10Б

В

14

Симакова Наталья

С

15

Спирькина Милена

10Б

В

 

 

© 2024. Проект при поддержке компании RU-CENTER